Историческая справка

Планируемая Международная научная конференция «Фундаментальные проблемы обучения математике, информатике и информатизации образования», посвященная 180-летию педагогического образования в г. Ельце, направлена на реализацию важной государственной задачи – развитие фундаментальных направлений и инноваций в области совершенствования качества математического и цифрового образования в Российской Федерации.

Основная целевая ориентация - создание условий для научного общения представителей в области теории и методики преподавания математики и информатики в условиях глобальной цифровизации образования, позволяющих исследователям обсудить авторские идеи, полученные новые факты, теоретические построения и определить дальнейшие перспективы в развитии ключевых направлений современного образования, что обеспечивает возможность диалога математической, информационно-технологической и гуманитарной культур.

Конференция знаменует собой важные исторические вехи, связанные со становлением педагогического образования в Липецком крае и в старейшем университетском центре региона - Елецком государственном университете им. И.А. Бунина.

1. В 2020 году научно-педагогическая общественность г. Ельца отметит важный с точки зрения становления и развития образования и науки юбилей – 180-летие с момента открытия в городе женского педагогического училища для дочерей дворян, духовенства, купечества и знатных людей. Это учебное заведение стало своего рода прародителем для женской (1879 г.) и классической мужской (1871 г.) гимназий г. Ельца. В 1869 году для подготовки квалифицированных работников по обслуживанию железной дороги было открыто первое в России первое железнодорожное техническое училище имени Александра II. Кроме того в городе функционировали три частные женские гимназии (Е.М. Лысенко, В.П. Парамоновой, П.М. Калабиной) и одна частная мужская гимназия 1-го разряда А.Ф. Павловского (1907 г.). Особое место в истории женского образования г. Ельца занимает частная 7-классная гимназия, которую содержала Елизавета Михайловна Лысенко. В 1908 году ею было открыто частное женское училище II разряда, которое в 1910 году было преобразовано в женскую прогимназию, а уже через год стала полноправной частной 7-классной женской гимназией. Данные учебные заведения оставили заметный след в истории города и страны.

В городе Елец Орловской губернии во второй половине XIX века было нетипично большое количество казенных средних учебных заведений, открывающих путь к высшему образованию. Благодаря функционированию центров просвещения (в дореволюционный период) в городе заметно вырос процент образованных людей, повысился уровень культуры горожан, тем самым был выявлен елецкий интеллектуальный феномен. Данный термин впервые введен в научный оборот в 2004 году учеными московского университета имени М.В. Ломоносова (историки С.М. Завьялов и В.П. и Л.В. Пушковы) в рамках подготовки к празднованию 250-летия Московского университета. Подсчет количества будущих студентов, получавших среднее образование в разных городах России, позволил установить, что Орловская губерния занимает по этому показателю второе место среди всех регионов Российской империи (1063 человек), а Елец с большим отрывом выходит на первое место среди всех уездных городов. Деятельность открытой в 1871 г. Елецкой мужской гимназии обеспечила подготовку 337 выпускников старейшего и крупнейшего вуза России, что составило 32% от всех уроженцев Орловской губернии и 1,2% от всех выпускников университета за изучаемый период. Размеры елецкого землячества превышали таковые большинства российских губерний! Например, Пензенская губерния дала 323 выпускника, а Курская – 278. Для сравнения укажем ближайших «конкурентов» Елецкой гимназии среди уездных учебных заведений: Вяземская земская гимназия – 296 человек, Шуйская гимназия Владимирской губернии – 228, Рыбинская гимназия Ярославской губернии – 198. Таким образом, среди всех уездных уроженцев, получивших за 40 лет университетское образование, ельчане составили 7,1%. Эти данные убедительно свидетельствуют о том, что елецкая молодежь внесла весомый вклад в становление национального интеллектуального потенциала.

Немало уроженцев елецкого края, связавших свою судьбу с Московским университетом, стали крупными деятелями отечественной науки и культуры. Отметим выдающегося русского философа, экономиста, теолога Сергея Николаевича Булгакова - получившего аттестат зрелости об окончании Елецкой гимназии в г. Ельце Орловской губернии в 1890 году и выпускника юридического факультета Имп. Московского университета 1894 года, преподававшего затем в университете; Андрея Ивановича Шингарева - одного из лидеров кадетской партии, ставшего в 1917 г. министром во Временном правительстве (он последовательно окончил два факультета - физико-математический в 1891 г. и медицинский в 1894 г.); Дмитрия Егоровича Горохова - доктора медицины, приват-доцента Имп. Московского Университета, окончившего с золотой медалью Елецкую мужскую гимназию в 1881 году; Ивана Андреевича Калинникова - русского учёного в области прикладной механики, профессора и ректора Московского технического училища, окончившего Елецкую мужскую гимназию в 1894 году и отделение математических наук физико-математического факультета Имп. Московского университета в 1898 году; Семена Ивановича Ростовцева - русского ботаника, переводчика и педагога, создателя Ботанического сада Тимирязевской академии, окончившего Елецкую мужскую гимназию в 1881 с золотой медалью и в 1885 году естественное отделение физико-математического факультета Имп. Московского университета; Семена Леонтьевича Маслова - ученого-экономиста, публициста, автора работ по аграрному вопросу, в 1917 г. министра земледелия во Временном правительстве; Николая Александровича Семашко - врача, выдающегося организатора системы здравоохранения в СССР, Академика АМН СССР и АПН РСФСР, окончившего Елецкую мужскую гимназию в 1891 году; из имевшего прочные университетские связи рода (пятеро Бутягиных закончили Московский университет) вышел ректор университета 1934-1943 годов проф. Алексей Сергеевич Бутягин (1881-1958), учившийся в Елецкой мужской гимназии до 1891 г. и окончивший физико-математический факультет Имп. Московского университета и многие другие.


Фото 1. С.Н. Булгаков, выпускник Елецкой мужской гимназии

Фото 2. А.С. Бутягин, студент физико-математического факультета Московского университета

А выпускники елецкой гимназии учились ещё и в Казанском, и в Киевском, и в Харьковском университетах. А сколько детей богатых дворянских семей были студентами Петербургского университета и Николаевской кавалерийской школы (Высшее военное учебное заведение). Вот вам и уезд-городок.


Фото 3. Елецкая классическая мужская гимназия

Фото 4. Елецкая женская гимназия

Фото 5. Выпускники Елецкой женской гимназии, 1898 г.

Фото 6. Выпускники Елецкой женской гимназии, 1906 г.

Фото 7. Елецкое железнодорожное техническое училище имени Александра II

Фото 8. Частная женская гимназия Е.М. Лысенковой

Фото 9. Здание частной мужской гимназии А.Ф. Павловского (фото 1913 г.)

Фото 10. Частная женская гимназия В.П. Парамоновой

Если задаться вопросом уже о причинах появления такого количества средних учебных заведений в Ельце, то в основе того лежало уже экономическое процветание города в то время. Удачное географическое расположение, быстроводная в то время река Сосна, на которой работало множество водяных мельниц, сделали Елец в XIX веке центром мукомольной промышленности Орловской губернии, если не сказать всей России. Кроме того во второй половине 19 века стали активно строиться железные дороги и Елец стал важным железнодорожным центром. Став мощным железнодорожным узлом, город начал еще быстрее развиваться экономически. Для обслуживания дороги были сооружены крупные мастерские. Быстро выросли значительные по тем временам мукомольное, кожевенное, махорочное производства. Ежегодный хлебный оборот в Ельце к концу XIX века достигал более 26 млн. пудов. А в 1888 опять же в Ельце был построен первый в России элеватор на 400 тысяч пудов зерна. Не случайно, что в конце XIX века по благоустройству и внешнему виду Елец считался одним из красивейших городов России – это был результат экономического благополучия.

Елец во второй половине XIX века был перспективным, успешно развивающимся. Став крупным железнодорожным узлом, он оказался на перекрестке дорог, обеспечивавших не только грузоперевозки, но и выводящих жителей на новый уровень жизни. Он требовал энергичных действий, экономической мобильности, включения в новые отношения. В том числе обмена идей и нововведений. И, значит, требовал новых знаний, профессий и специальностей. Прежний уровень образования уже был для города недостаточен.

После революции 1917 г. на их базе начали функционировать Народный университет, Елецкий рабочий факультет, а также Педагогическое училище. Успешная их деятельность способствовала открытию в городе Учительского института, который с годами перерос в Педагогический институт, а на рубеже XX и XXI веков получил статус классического университета. В настоящее время ЕГУ им. И.А. Бунина является флагманом в математическом образовании всей Липецкой области.

2. В 2020 году исполняется 20 лет со дня образования Елецкого государственного университета имени И.А. Бунина (Приказ Министерства образования Российской Федерации от 10.11.2000 г. № 3226 «О переименовании Елецкого государственного педагогического института в Елецкий государственный университет имени И.А. Бунина»). ЕГУ им. И.А. Бунина стал не только единственным классическим вузом в Липецкой области, но и единственным классическим университетом в России, созданным в малом провинциальном городе. Целью создания классического университета было повысить научный и инновационный потенциал региона, в котором сконцентрированы наукоемкие промышленные производства.